Вопрос:
В пункте 28 РЕШЕНИЯ Барановичского городского исполнительного комитета от 13 ноября 2020 г. № 2904 говорится об обеспечении контроля за обязательным использованием средств защиты органов дыхания посетителями на различных объектах социального назначения. В связи с этим следующие вопросы:
1) что входит в перечень средств защиты органов дыхания и на основании какого перечня средств индивидуальной защиты?
2) является ли маска средством защиты органов дыхания? Если маска является средством защиты органов дыхания, то на основании какого перечня средств индивидуальной защиты?
3) обязаны ли носить маску люди с сердечно-сосудистыми, либо астматическими заболеваниями, на местах работы и при посещении объектов социального назначения?
В пункте 41.6 ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 октября 2020 г. № 92 говорится об обеспечении и использовании средств защиты органов дыхания работниками, непосредственно занятыми обслуживанием населения на объектах торговли и общественного питания… Отсюда следующие вопросы:
4) не противоречит ли пункт 23 приложения к решению Барановичского городского исполнительного комитета от 30.10.2020 № 2703 пункту 41.6 ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 30 октября 2020 г. № 92?
5) обязан ли работодатель обеспечить работников средствами защиты органов дыхания?
6) обязаны ли использовать в обязательном порядке средства защиты органов дыхания работники, не занятые обслуживанием, и не контактирующие с посетителями на перечне объектов пункта 41.6 ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 октября 2020 г. № 92?
7) обязаны ли использовать в обязательном порядке маски и перчатки работники, не занятые обслуживанием, и не контактирующие с посетителями на перечне объектов пункта 23 приложения к решению Барановичского городского исполнительного комитета от 30.10.2020 №2703?
Ответ:
1) Классификация средств индивидуальной защиты, в т. ч. средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее – СИЗОД), определена в ГОСТ 12.4.034-2017 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка», введенном в действие на территории Республики Беларусь 01.09.2019. Так, согласно пункту 3.2 к лицевым частям СИЗОД относятся маска, полумаска, четвертьмаска, шлем-маска, загубник с носовым зажимом, капюшон, шлем.
2) Маска является средством защиты органов дыхания согласно ГОСТ 12.4.034-2017 «Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка», введенном в действие на территории Республики Беларусь 01.09.2019.
3) Нормативно-правовыми актами, действующими на территории Республики Беларусь, особенности использования масок лицами с сердечно-сосудистыми либо астматическими заболеваниями не регламентированы.
4) Пункт 23 Приложения к решению Барановичского городского исполнительного комитета № 2703 от 30.10.2020 «План мероприятий по предупреждению распространения инфекции COVID-19 в г. Барановичи в период подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями (осенне-зимний период 2020-2021)» не противоречит пункту 41.6 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 92 от 30.10.2020 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 217»: в обоих случаях предусмотрена обязанность руководителей объектов обеспечить условия для соблюдения работниками правил личной гигиены и контроль за их исполнением, а в пункте 41.6 также описываются необходимые для соблюдения меры по организации социального дистанцирования посетителей.
5) Согласно пункту 41.7 Санитарных норм и правил «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID-19», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217 (с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.10.2020 № 92) (далее – СанНиП №217) в период регистрации инфекции COVID-19 на промышленных предприятиях, иных объектах и организациях руководитель несет ответственность за обеспечение и использование работниками СИЗОД.
6-7) Согласно абзацу 10 пункта 41.1. СанНиП №217 в период регистрации инфекции COVID-19 руководителями объектов должна быть обеспечена организация контроля за использованием СИЗОД (перчатки не предусмотрены) работниками, физическими лицами при посещении объектов, организаций при отсутствии возможности организации условий для соблюдения социальной дистанции (1-1,5 м). Также, согласно пункту 8 Приложения к решению Барановичского городского исполнительного комитета № 2703 от 30.10.2020 руководитель предприятия, организации должен обеспечить проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в организациях, учреждениях различных видов деятельности (здравоохранение, образование социальное обслуживание, общественное питание и торговля, сфера бытового обслуживания, промышленность, система жизнеобеспечения и другое) (в т.ч. соблюдение масочного режима).
Вопрос:
Здравствуйте. Очень больной вопрос и накипевший в сфере магазинов. Замучили проверки так называемых «обществ по защите прав потребителей» которые находят просроченный товар в магазинах, запугивают заведующих что напишут бумагу в санэпидемстанцию или оплачивайте курсы стоимостью 160 бел. руб. за каждую единицу. Магазины начинают требовать оплату с Мерчендайзеров. Подскажите, как можно решить эти вопросы? Имеют ли и они право на такие проверки? Действительно ли они сотрудничают с гос. органами, которые в праве проводить проверки? Возможно ли с ними гос. органы заключать договора? И кто имеет право на такие проверки? И какой максимальный штраф могут выписать официальные органы? Спасибо.
Ответ:
Информируем, что в соответствии с п. 4 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» официальное толкование нормативного правового акта (его структурных элементов) осуществляется принявшим (издавшим) его нормотворческим органом (должностным лицом), в связи с чем Барановичский зональный ЦГиЭ не является уполномоченным органом для дачи каких-либо официальных разъяснений действующего в Республики Беларусь законодательства. Однако, по существу вопросов, изложенных в обращении и входящих в компетенцию органов государственного санитарного надзора, считаем необходимым сообщить следующее.
Перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями, далее – Указ № 510), согласно п. 8 которого органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, подчинены Министерству здравоохранения Республики Беларусь и осуществляют государственный санитарный надзор за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст. 14 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 г. № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическими требованиями являются в частности требования к продукции, ее обращению, в том числе продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения; установлению сроков годности и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Согласно п. 1 Указа № 510 контролирующий (надзорный) орган вправе проводить проверку, если этот орган включен в вышеуказанный перечень. Делегирование контролирующими (надзорными) органами своих контрольных (надзорных) полномочий иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также осуществление проверок, мониторингов и мероприятий технического (технологического, поверочного) характера коммерческими организациями не допускается.
Согласно ст. 1 Указа № 510 государственный контроль (надзор) осуществляется контролирующими (надзорными) органами в формах выборочных проверок, внеплановых проверок, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, мер профилактического и предупредительного характера (в том числе мониторинга).
Также обращаем Ваше внимание на то, что согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (с изменениями и дополнениями, далее – Закон № 300-З) граждане Республики Беларусь, юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в организации путем подачи письменных (в том числе вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений, которые согласно ст. 9 Закона № 300-З организации обязаны своевременно рассмотреть, решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущено нарушение прав, свобод и (или) законных интересов заявителей, а также информировать заявителей о решениях, принятых по результатам рассмотрения обращений.
Иными словами, любой гражданин или юридическое лицо имеют право обратиться в Барановичский зональный ЦГиЭ путем подачи обращения (в том числе жалобы на приобретение товара с истекшим сроком годности), которое подлежит обязательному приему, регистрации и рассмотрению. Как правило, такие обращения рассматриваются с выходом на место для подтверждения (либо не подтверждения) фактов, изложенных в обращении.
Таким образом, «Общества по защите прав потребителей» на такие «проверки» не имеют право, но в качестве покупателей, т.е. физического лица, они имеют право оценивать условия и сроки годности реализуемых в торговых объектах продуктов питания либо иной продукции. При выявлении нарушения на торговом объекте имеют право сделать запись в книге замечаний и предложений и обратиться в территориальный центр государственного санитарного надзора.
Органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, с подобными «обществами по защите прав потребителей» не сотрудничают и договоры с ними не заключают.
Решить вопрос работы подобных обществ Вы можете только лишь строгим соблюдением требований санитарного законодательства, в т.ч. строгим соблюдением условий и сроков хранения продуктов питания в торговых объектах.
Также информируем, что нарушение правил торговли и оказания услуг населению (в том числе реализация или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации) согласно ч. 2 ст. 12.17 КоАП Республики Беларусь влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятисот базовых величин. Нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, либо санитарных норм и правил, гигиенических нормативов (переклеивание стикеров с информацией о сроках годности продукции, нарушение температурного режима хранения продукции, обращение (в том числе реализация) товаров с истекшими сроками годности и др.) согласно ст. 16.8 КоАП Республики Беларусь влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.