Самая уязвимая часть населения это дети. В процессе изучения внешнего мира они стараются все увидеть, потрогать попробовать, не думая о подстерегающей на каждом шагу опасности. С одной стороны, ребенок обладает очень высокой активностью, импульсивностью, с другой — еще не может адекватно оценить последствия своих действий и степень опасности некоторых из них для себя и окружающих. Также одной из причин получения детьми травм является невнимательность взрослых.
Когда ребенок начинает ходить, все предметы, до которых он может дотянуться, должны быть убраны или переставлены. Необходимо на время убрать с глаз долой ценные вещи, некрупные предметы, лекарства, стеклянную и керамическую посуду, острые инструменты, средства бытовой химии. Книги на стеллажах нужно сдвинуть вместе так плотно, чтобы малыш не смог их вытянуть. Розетки должны быть закрыты специальными заглушками. Для малыша любой предмет домашнего обихода — это открытие, находка, немедленно становящаяся игрушкой. Такие «игрушки» можно подразделить на три группы.
Первые – это собственно сами детские игрушки. Они должны быть доступны всегда, соответствовать возрасту, быть исправными и достаточно прочными. Главное требование к ним — безопасность! Нельзя давать детям игрушки с острыми углами, легко разбирающиеся на мелкие детали. Выбирайте такие, которые легко можно вымыть: из резины, дерева, пластмассы. Расставьте их на нижних полках, чтобы, захотев поиграть, ребенок не карабкался за ними на высоту. Также обязательно обращайте внимание на рекомендуемый возраст для использования игрушки.
Вторые это домашние предметы, которые можно брать в присутствии родителей: все мелкие предметы, изделия из керамики, карандаши, детские ножницы.
Третьи – это предметы, которые брать в руки нельзя: наперстки, иголки, ножи, пилки для ногтей, острые спицы, шило. Не менее опасны стеклянный стакан, утюг, спички, плойка. Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать причиной порезов, потери крови и проникновения инфекции. Стеклянные бутылки нужно держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу. Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами. Если же вы работаете с этими предметами и поблизости находится ваш ребенок, будьте начеку!
Хотелось бы отметить, что аккуратный и чистый дом — основа безопасности для ребенка. Heприятные сюрпризы, случайности и несчастья чаще происходят тогда, когда вещи не «знают своего места». А потому сами всегда убирайте вещь на место сразу же, как только попользовались ею. Для того, чтобы придумать занятие для малыша, можно в стеллажах и шкафах все опасные предметы переставить наверх, а на нижних полках оставить всё самое безопасное, мягкое и неразборное. На журнальном столике в общей комнате можно разложить старые цветные журналы, детские книжки с картинками.
Немедленное родительское вмешательство требуется, если ребенок совершает недопустимое: поднимает окурок, выброшенную кем-то вещь, осколок стекла. Подвижность ребенка не должна вселять тревогу или раздражение. Это важный стимул его развития. Малоподвижный, замкнутый и тихо играющий ребенок должен вызывать гораздо больше опасений, чем непоседа.
Берегите ваших детей!
Врач-гигиенист Е.В. Лежнюк