Сохранение и укрепление здоровья учащихся и формирование у школьников навыков здорового образа жизни на сегодняшний день является приоритетной задачей нашего общества.
Для успешного обучения и развития Вашего ребенка в образовательных учреждениях важную роль играет рационально организованный учебный процесс, а также соблюдение школьниками режима дня.
Режим – основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития.
Грамотно составленный график режима учебного дня и свободного времени способствует сохранению баланса между затраченными и восстановленными силами, создает бодрое настроение, воспитывает дисциплинированность, аккуратность, учит грамотно распределять время.
Гигиенические требования к режиму учебного дня школьников должны строиться в соответствии с биологическими ритмами детского организма или так называемом «ступенчатом» режиме.
Так, для учащихся 1 классов количество уроков и их продолжительность должны увеличиваться постепенно с 1 по 4 четверти;
максимальная учебная нагрузка должна быть в дни наибольшей работоспособности и равномерно распределена по другим дням недели;
расписание учебных занятий должно строиться с учетом ранговой шкалы трудности предметов;
в расписании учебных занятий в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большего умственного напряжения, с другими предметами;
контрольные работы нельзя проводить в понедельник, пятницу, на первых и последних уроках, и не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе и др.
Невыполнение этих правил может вызывать у детей неблагоприятные физиологические реакции со стороны нервной и сердечно-сосудистой системы.
В современном мире выросли учебные нагрузки, что значительно снизило двигательную активность школьников и изменило стиль их жизни. Многие родители, стремясь дать как можно больше знаний ребенку, записывают его к различным репетиторам, на дополнительные курсы. В итоге такой ребенок, без полноценного отдыха, подвержен переутомлению. У такого ребенка снижается иммунитет, частыми становятся стрессы, появляются хронические заболевания.
Поэтому для профилактики гиподинамии и сохранения здоровья детей следует придерживаться следующих правил построения режима дня:
вставать нужно в одно и то же время, не стоит забывать о проведении утренней зарядки;
ребенок без напоминания должен принять утренний туалет, создать опрятный внешний вид;
не стоит пренебрегать утренним приемом пищи, можно дать ребенку то, что он кушает с удовольствием;
очень важно правильно подобрать ранец:
ремни должны быть широкие, регулируемые по длине с амортизирующими прокладками, спинка – жесткая недеформируемая. Портфели и ранцы ученические должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов. Вес ранца не должен превышать: для учащихся начальных классов – 700 г, для учащихся средних и старших классов –1000 г. Масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями не должна превышать для учащихся начальных классов – 1,5-2 кг, для учащихся средних и старших классов – 2,5-3,5 кг. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй – для приготовления домашних заданий;
после посещения школьных занятий и обеда, ребенку нужно отдохнуть 1,5-2 часа для восстановления сил и затем приступать к выполнению домашнего задания;
следите за максимальной продолжительностью выполнения домашних заданий: выполнять уроки необходимо в одни и те же часы, на приготовление домашних заданий ученики начальной школы должны тратить не более 1,5 часов в день, старшеклассники – не более 3 часов;
правильно организуйте рабочее место для ребенка:
стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза. Мебель должна соответствовать росту ребенка – ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку;
после выполнения домашнего задания следует побыть на свежем воздухе;
продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должно составлять для младших школьников не менее 3-3,5 часов в день, для старших – 2,5 часов;
старайтесь, чтобы активные виды отдыха преобладали над пассивными – по возможности запишите ребенка в спортивную секцию, прививайте ребенку любовь к занятиям спортом и физической культурой;
после ужина дайте ребенку заняться любимым увлечением, можно немного поиграть в компьютерные игры, посмотреть телевизор;
время непрерывного нахождения за компьютером не должно превышать для младших школьников 15 мин, для старших – 30 мин;
подготовка ко сну должна включать проведение гигиенических процедур, подготовку одежды и школьных принадлежностей на следующий день;
ложиться спать нужно в одно и то же время, перед сном желательно проветрить комнату;
длительность ночного сна должна составлять для младших школьников не менее 10 часов, старших – не менее 8,5 часов.
Таким образом, правильно организованный день обеспечит ребенку все необходимые условия для укрепления и сохранения здоровья, хорошей работоспособности, успеваемости в школе и достижения успехов в дальнейшей жизни.