В ноябре этого года на протяжении всего месяца в нашем городе центром гигиены и эпидемиологии было организовано проведение внеплановых тематических оперативных проверок объектов, осуществляющих реализацию товаров для детей. Под зоркий взгляд службы попали 26 объектов, основная часть которых расположена на территории трёх рынков города: рынок ОСП филиал «Коопрынок» Барановичского райпо по ул.Чернышевского, 11; рынок «Кирмаш Полесский» ОАО «Автобусный парк г.Барановичи» по ул.Тельмана, 24; рынок «Алексеевский» ООО «ЛЕО» по ул.Тельмана, 175.
Индивидуальные предприниматели были привлечены к административной ответственности за три основные нарушения, совершенные по нежеланию выполнять требования нормативных правовых актов либо по их незнанию.
Первое – это отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, которые объектам торговли следовало требовать у поставщиков или самостоятельно заявляться на их получение. Перечень необходимых документов, подтверждающих качество и безопасность товаров для детей, можно найти в Технических регламентах Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011 и «О безопасности игрушек» ТР ТС 008/2011. Например, для реализации летних головных уборов, бельевых и чулочно-носочных изделий 1-го слоя для детей до 3-х лет следует иметь свидетельство о государственной регистрации продукции от центра гигиены и эпидемиологии и декларацию о соответствии от центра стандартизации, метрологии и сертификации. Качество и безопасность тех же изделий 1-го слоя для детей старше 3-х лет, а также изделий 2-го слоя и изделий 3-го слоя для детей до года, обуви и игрушек подтверждаются наличием сертификатов соответствия, также выдаваемых центром стандартизации, метрологии и сертификации.
Некоторые товары детского ассортимента подлежат еще и санитарно-гигиенической экспертизе с последующей выдачей санитарно-гигиенического заключения центром гигиены и эпидемиологии. Индивидуальные предприниматели (плательщики единого налога, работающие по упрощенной системе налогообложения) попадают под исключение для данной процедуры.
Второе основное нарушение – это отсутствие упаковки у детских игрушек. Хранение и реализация игрушек без индивидуальной упаковки запрещено.
Третье распространенное нарушение – отсутствие на маркировке детских товаров всей необходимой для потребителя информации.
Маркировка игрушек должна содержать следующую информацию: наименование игрушки; наименование и местонахождение изготовителя и импортера; минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка, или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; основной конструкционный материал игрушки для детей до 3-х лет (при необходимости); способы ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления; срок службы или срок годности (при их установлении); условия хранения (при необходимости). В зависимости от вида игрушки в содержание маркировки включают: комплектность (для набора), правила эксплуатации игрушки, способы гигиенической обработки, меры безопасности при обращении с игрушкой, предупредительные надписи, инструкцию по сборке.
Маркировка детской одежды, например, не должна обходиться без следующей информации: наименование и местонахождение изготовителя и импортера; наименование и вид (назначение) изделия; дата изготовления; единый знак обращения на рынке; вид и процентное содержание натурального и химического сырья в материале верхнего слоя и подкладке изделия; размер изделия; символы по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости); информация «Предварительная стирка обязательна» (для изделий, предназначенных новорожденным, и бельевых изделий для детей до 1-го года).
Государственный санитарный надзор подразумевает под собой в том числе лабораторные испытания некоторых экземпляров детской продукции на предмет установления соответствия испытанных показателей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства Республики Беларусь и Таможенного союза. По результатам проведенных внеплановых проверок было выявлено 4 нестандартных образца, которые могли повлиять на здоровье и самочувствие ребенка. В перечне анализируемых товаров джинсовые брюки «Akira» турецкого производства и платье «Mosshion» российского производства оказались нестандартными по показателю гигроскопичности. Игрушка «Светящийся шарик» китайского производства не соответствовала стандарту по показателю запаха, игрушка «Музыкальная машинка» китайского производства – по показателю звука.
По итогам выявленных нарушений специалистами службы были вынесены предписания об изъятии 507-ми единиц продукции. Было выдано 26 предписаний об устранении нарушений и составлено 26 протоколов.
Настоятельно рекомендуем объектам торговли заботиться о здоровье окружающих и постоянно выполнять все требования санитарных норм и правил, а также технических регламентов Таможенного союза. Сотрудники Барановичского ЗЦГиЭ, в свою очередь, всегда рады помочь консультациями на ежеквартальных встречах с индивидуальными предпринимателями, проводимых в административных зданиях на территориях рынков.