Это мнение всем известного Остапа Бендера из романа «Двенадцать стульев». Неспроста назван этот роман, поскольку описанные в нем стулья как мебель могли бы вполне в наше время соответствовать всем тем принципам безопасности, которые выдвигаются к современной мебельной продукции: механическая, химическая и санитарно-гигиеническая, пожарная и электрическая безопасность.
Хотелось бы поподробнее остановиться на химической и санитарно-гигиенической безопасности мебели.
Все на своем житейском опыте испытали, что новая мебель не может не пахнуть, и для кого-то запах новой мебели – это еще один из запахов перемен, а для кого-то и не малый раздражитель. Как бы то ни было мебель не должна создавать в помещении специфического запаха, в норме запах мебели должен быть не более 2 баллов (определяется в лабораторных условиях).
При эксплуатации мебель не должна выделять в окружающую среду химических веществ, относящихся к первому классу опасности (чрезвычайно опасные: бензапирен, ртуть, свинец и другие). Содержание остальных веществ не должно превышать установленные допустимые уровни миграции в воздушную среду, которые также нормируются.
Разная мебель имеет не одинаковое назначение, может эксплуатироваться в различных условиях, что добавляет требований к ней. Примером такой мебели является мебель, используемая в детских, дошкольных, школьных, в лечебно-профилактических, санаторно-курортных учреждениях. Мебель в данных учреждениях постоянно подвергается влажной дезинфекции, а соответственно ее рабочие и фасадные поверхности должны обеспечивать проведение такой обработки, при этом «внешность» мебели также не должна страдать – после дезинфекции изменения поверхностей мебели должны быть минимальны или не появляться вовсе.
Технический регламент выдвигает требования к радиационной безопасности материалов, используемых для изготовления мебели, регламентируя такие показатели, как допустимая удельная активность цезия-137 и удельная активность естественных радионуклидов.
Техническим регламентом ТР ТС 025/2012 предусмотрены процедуры подтверждения соответствия мебельной продукции: декларирование или сертификация. Только продукция, прошедшая указанные процедуры подтверждения соответствия, может быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза (ЕАС).
В 2015 году с целью ужесточения контроля за продукцией, ввозимой из-за пределов Таможенного союза, была введена дополнительная процедура подтверждения соответствия детской мебели – санитарно-гигиеническая экспертиза, которую проводят органы государственного санитарного надзора.
Ответственность за качество и безопасность мебели, конечно, полностью возлагается на производителя (поставщика), однако не стоит забывать о том, что качество и безопасность мебели в процессе эксплуатации зависит и от условий эксплуатации.
Что остается делать производителям и поставщикам мебели? Читать и выполнять требования ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции». А покупатели могут почитать и вышеназванный роман.