Буллинг в подростковой среде: что это и как его избежать? (Пресс-релиз Брестского областного ЦГЭиОЗ )

 

Буллинг — это регулярное психологическое или физическое давление на жертву, осуществляемое одним человеком (буллером) или группой агрессоров. Потенциально «жертвой» или «агрессором» может стать любой ребёнок при стечении определенных обстоятельств. Главная отличительная черта буллинга от простых конфликтов — намеренность, долговременность и неравенство сил.

 

Нужно научиться различать буллинг и конфликт в коллективе, потому что эти ситуации имеют совершенно разные решения.

 

Конфликт — это хоть и не очень приятная, но естественная и нормальная часть социальной жизни, в которой сталкиваются интересы, точки зрения разных людей. В конфликтной ситуации можно и нужно вести диалог, искать компромисс, отстаивать свою точку зрения или идти на уступки. Обе стороны конфликта, как правило, заинтересованы в его разрешении.

 

А вот буллинг — это совершенно иная ситуация, это уже вид психологического насилия. Дело в том, что те, кто устраивают травлю, обычно заинтересованы в самом процессе. Им нравится сам факт оскорбления, унижения своей жертвы. Обидчики даже не пытаются вести диалог и искать решение ситуации. Буллинг обычно длится долго. Жертва постепенно устает сопротивляться, и это может еще больше обострять ситуацию, доставляя удовольствие обидчику.

 

Виды буллинга:

— вербальный буллинг (оскорбления, дразнилки, угрозы) — является первым по популярности;

— физический буллинг (удары, пинки, толчки) — второй по популярности;

— социальный буллинг (изоляция, игнорирование, противопоставление жертвы окружению);

— кибербуллинг (травля через интернет и социальные сети);

— косвенный буллинг (распространение слухов или выдуманных историй, порочащих чью-то честь, разглашение личных секретов, передразнивание мимики или жестов за спиной у жертвы, анонимная порча вещей);

— сексуальный буллинг (сексуальное домогательство или унижение с использованием сексуального подтекста).

strong>Признаки буллинга:

— намеренное агрессивное поведение по отношению к конкретному человеку;

— повторяющиеся действия, направленные на унижение жертвы;

— неравенство сил между обидчиком и жертвой (физическое, моральное, социальное превосходство);

— проявление негативных эмоций у жертвы (страх, тревога, подавленность, депрессия).

Что делать, если вы стали жертвой буллинга?

 

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучия семьи, заботы родителей и уровня развития. Что следует делать при появлении буллинга:

— прежде всего, не следует молчать; важно рассказать о случившемся взрослым, которым доверяете (родителям, учителям, школьному психологу);

— постарайтесь собрать доказательства буллинга (скриншоты, записи, свидетельства);

— обязательно обратитесь за помощью (проконсультируйтесь у психолога, позвоните на телефон доверия).

 

Очень важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, о которых они осведомлены, даже если агрессия не направлена на их детей.

 

Дети могут быть очень жестокими и издеваться над кем-то просто потому, что им скучно. А чаще всего “цепляются” к тем, кто чем-то выделяется.

 

В травле всегда есть один очень важный момент — это первая реакция потенциальной жертвы. Достаточно один раз правильно ответить задире, и он отстанет, даже если он старше. Но это не кулаки, не избегание, и, конечно не слёзы. Важно сохранять спокойствие, не отвечать агрессией, просто не замечать – игнорировать обидчика. Надо понимать следующее: если человек позволяет себе оскорбление, рукоприкладство – значит он слабая личность и своим поведением пытается выделиться и что-то доказать, возможно своё превосходство и силу. Но в этой силе скрывается его слабость!

 

Поэтому, родителям необходимо развивать у детей эмоциональный интеллект и навыки реагирования на травлю. Умение понимать себя и других, контролировать свои эмоции и сопереживать помогают строить здоровые отношения и избегать насилия в любой его форме. Важно научиться обороняться вербально, оставаясь психологически стойкими.

 

Профилактика школьного буллинга.

 

Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля — не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам. Важно обращать внимание на изменения в поведении ребёнка, поддерживать его эмоционально, разговаривать и обсуждать произошедшие события и принимать меры для предотвращения дальнейшего насилия. Найдите совместные занятия с ребёнком, которые могут укрепить ваши отношения и его характер. Больше общайтесь и проявляйте искренний интерес к различным моментам в жизни ребёнка. Это создаёт внутреннее чувство комфорта, доверия и взаимопонимания, что поможет ребёнку справиться с травлей и предотвратить её повторение.

 

Буллинг – это проблема, которая может нанести серьезный вред здоровью и благополучию ребёнка-жертвы. Важно помнить, что никто не должен терпеть насилие, и что помощь всегда доступна. Самое важное – быть рядом, слушать, поддерживать и действовать решительно. Ваша любовь и внимание способны вселить в ребёнка чувство безопасности и уверенности, которые так необходимы для его гармоничного развития.

 

 

 

Психолог отдела общественного здоровья

Брестского областного ЦГЭиОЗ                                  Юлия Радиончик

Полезная информация от нашего центра

График централизованного проведения гигиенического обучения:
(место проведения: актовый зал Барановичского зонального ЦГиЭ)
Заголовок документа

 


1. для работников предприятий продовольственной торговли, общественного питания, пищевой промышленности ( в т.ч. молочно-товарных ферм), работников, занятых перевозкой продуктов питания:

 

1.1. работники предприятий общественного питания (рестораны, кафе, кафетерии, бары, столовые, буфеты):
- понедельник: с 16:13 до 17:13 (в рабочие дни)

 

1.2. работники предприятий продовольственной торговли (магазины, торговые объекты и торговые места на рынках, мелкорозничные торговые объекты), оптовых складов и баз, овощехранилищ:
- вторник: с 8:50 до 9:50 (в рабочие дни)
- среда: с 16:13 до 17:13 (в рабочие дни)
- пятница: с 16:13 до 17:13 (в рабочие дни)

 

1.3. работники предприятий пищевой промышленности, молочно-товарных ферм, крестьянских фермерских хозяйств:
- четверг: с 8:50 до 9:50 (в рабочие дни)

 


2. для работников учреждений дошкольного образования, общего среднего образования, специального образования, учреждений дополнительного образования:

 

2.1. работники пищеблоков, буфетчики, кладовщики (работающие в столовых, организующих питание для детей и подростков):
- понедельник: с 8:50 до 9:50 (в рабочие дни)
- четверг: с 16:13 до 17:13 (в рабочие дни)

 

2.2. руководители учреждений дошкольного образования, воспитатели, помощники воспитателей, работники прачечных:
- вторник: с 16:13 до 17:13 (в рабочие дни)

 

2.3. заместители по АХР, завхозы, уборщики помещений, работники бассейнов (операторы и медсестры хлораторных установок):
- среда: с 8:50 до 9:50 (в рабочие дни)

 

*гигиеническое обучение работников оздоровительных организаций проводится перед началом летнего оздоровительного сезона по дополнительному согласованию в форме семинара на бесплатной основе.

 


3. для работников бытового обслуживания (мастера-парикмахеры, мастера маникюра, педикюра; работники банного обслуживания, прачечных; обслуживающий персонал общежитий и гостиниц):
- четверг: с 11:00 до 12:00 (в рабочие дни)

 


4. для работников водопроводно-канализационного хозяйства:
- вторник: с 11:00 до 12:00 (в рабочие дни)

 


5. для работников социальной сферы (санаторно-курортные организации, интернатные организации для взрослых, учреждения высшего образования):
- среда: с 11:00 до 12:00 (в рабочие дни)

 


6. для работников железнодорожного транспорта:
- пятница: с 11:00 до 12:00 (в рабочие дни)

 



7. Работники организаций здравоохранения, связанные с организацией питания пациентов (повара, медсестры-диетологи, кладовщики, санитарки-буфетчицы, кухонные рабочие и другие работники объектов питания); работники плавательных бассейнов (уборщики помещений, операторы хлораторных установок, медицинские сестры); работники прачечных):
- понедельник – с 10.00 до 11.00 (в рабочие дни) четверг – с 16.13 до 17.13 (в рабочие дни) МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ: ул. Железнодорожная,16

8. Гигиеническое обучение должностных лиц и работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пестицидов осуществляется на базе субъектов хозяйствования. - по согласованию

 

*Лица, опоздавшие более чем на 5 минут к началу лекции, на лекцию не допускаются

*Регистрация слушателей начинается за 15 минут до начала лекции.
*По окончании лекции проводится оценка усвоенного материала путём тестирования.
*По результатам тестирования проставляется отметка в медицинской справке (не менее 80% правильных и полных ответов).

Прием граждан осуществляется:

 

- главным врачом – 4-ый четверг месяца с 8:00 до 13:00 по предварительной записи или без нее;

 

- заместителем главного врача – 2-ой вторник месяца с 8:00 до 13:00.

 

Запись на приём проводится ежедневно с 8:00 до 13:00 и с 14:00 до 18:00 в приёмной главного врача или по телефону ☎ +375 163 46-55-29.

О дезинфекции транспорта

 

Барановичский зональный ЦГиЭ проводит дезинфекцию автотранспорта, предназначенного для перевозки пищевых продуктов, по адресу: ОАО "Автобусный парк г. Барановичи", ул. Тельмана, 102.
Время работы: с 8:00 до 17:00 (обед. перерыв с 12:00 до 13:00, выходные дни: суббота, воскресенье)

 

► Информация о стоимости услуг мойки автотранспорта: Посмотреть/скачать PDF

 

При проведении мойки автотранспорта на базе ОАО "Автобусный парк г. Барановичи" по ул. Тельмана, 102 г. Барановичи скидка 20 % на дезинфекцию автотранспорта!

 

Справки по тел. ☎ +375 163 46-40-62 (отделение профилактической дезинфекции).

Телефон горячей линии центра ☎ +375 163 46-41-65 (справочно-консультационный характер). Время работы ежедневно с 8:00 до 18:00, кроме выходных дней.

© Государственное учреждение «Барановичский зональный центр гигиены и эпидемиологии». При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна.